Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Внимание

Компания ООО "Энтузиаст" проводит распродажу. Более детальную информацию уточняйте у менеджеров компании.

Даже самым видным неоклассическим экономистампришлось признать

целей, то становится очевидным, что в экономической наукеотсутствуют все три элемента, необходимые для возникновения функциональных зависимостей: а) элементы исходного множества непостоянны и не заданы; б) элементы множества образов непостоянны и не заданы; и самое главное,в) соотношение между элементами двух множеств не заданои к тому же постоянно меняется благодаря деятельности итворческим cпособностям людей. Поэтому австрийцы утверждают, что в экономической науке использование функцийтребует допущения о неизменности информации, что полностью устраняет главного героя каждого социального процесса — человека, наделенного врожденной предпринимательской способностью к творчеству. Великая заслугаэкономистов австрийской школы состоит в том, что онипродемонстрировали, что путем чисто логических рассуждений можно разработать всеобъемлющую экономическуютеорию, включающую концепции времени и творчества(праксиологию), и обойтись при этом без функций и допущений о постоянстве, которые не сочетаются с творческойприродой людей, являющихся единственными подлиннымиглавными героями социальных процессов и объектом экономических исследований.

 

Даже самым видным неоклассическим экономистампришлось признать существование важных экономическихзаконов (подобных теории эволюции и естественного отбора), которые не допускают эмпирической верификации(). Австрийские теоретики особенно подчеркивали, что эмпирические исследования не способны стимулировать развитие экономической теории. В лучшем случае эмпирические исследования способны предоставить историческиобусловленную информацию об определенных результатахреальных социальных процессов, но они не могут дать информации об их формальной структуре, знание о которой иявляется предметом исследований в области экономическойтеории. Иными словами, статистические и эмпирическиеисследования не могут дать теоретического знания. (Верав обратное, как мы увидим, есть именно та ошибка, которуюсовершили представители немецкой исторической школыв XIX в., а сегодня повторяют экономисты неоклассическойшколы.) Кроме того, как показал в своей нобелевской речиХайек, зачастую агрегированные показатели, которые могутбыть измерены с помощью статистических методов, не имеют теоретического значения, и наоборот — многие концепции первостепенной теоретической важности не допускаютизмерения или эмпирического применения (Hayek 1989).

1.10. Заключение

Главные критические замечания австрийских экономистов в адрес неоклассиков, одновременно проливающие светна основные отличительные черты австрийского подхода,таковы: во-первых, неоклассики сосредоточены исключительно на состояниях равновесия, которые исследуютсяс помощью моделей максимизации, предполагающих, чтотребующаяся агентам информация о целевых функциях и ихограничениях «дана»; во-вторых, неоклассики зачастую произвольно выбирают переменные и параметры для целевыхфункций и ограничений, причем они склонны включать наиболее очевидные аспекты, игнорируя другие, хоть и имеющие крайне важное значение, но эмпирически оперироватькоторыми затруднительно (моральные ценности, привычкии традиции, институты и пр.); в-третьих, внимание неоклассиков сосредоточено на моделях равновесия, в которыхреальные причинно-следственные связи оказываются скрытыми за математическими формулировками; и, в-четвертых,неоклассики поднимают на уровень теоретических выводовпростую интерпретацию исторической реальности, котораяможет быть значимой в определенных частных ситуациях,но не имеет всеобщего теоретического значения, посколькуотражают только знание, обусловленное случайными историческими обстоятельствами.