Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Внимание

Компания ООО "Энтузиаст" проводит распродажу. Более детальную информацию уточняйте у менеджеров компании.

Дискуссия с социалистами и критика социальной инженерии

против валютного национализма и гибких обменных курсов,решительными сторонниками которых являлись Кейнс итеоретики чикагской школы. В другой замечательной книге,«Валютный национализм и международная стабильность»(), Хайек показывает, каким образом гибкие валютные курсы порождают и стимулируют глубокие искажения производственной структуры, неизбежно ведущиек рецессиям, которых не возникло бы в условиях фиксированных обменных курсов. Хайек утверждает, что гибкиевалютные курсы препятствуют координации, осуществляемой рынком, и порождают излишние денежные искаженияв реальном процессе размещения ресурсов.

 

Чтобы читателю было легче сопоставить радикальныеразличия в австрийском подходе Хайека и в макроэкономическом подходе кейнсианцев и монетаристов, мы свелиэти различия в таблицу 6.1.

6.4. Дискуссия с социалистами и критика социальной инженерии

Начиная с публикации в 1935 г. сборника эссе о логической невозможности социализма «Коллективистское экономическое планирование» (), Хайек неутомимои преданно, бок о бок с Мизесом, участвовал в дискуссиио невозможности экономического расчета при социализме.Основная идея Хайека, отраженная в заглавии последней написанной им книги, «Пагубная самонадеянность», состоитв том, что социализм представляет собой пагубное заблуждение интеллектуальной гордыни или научного высокомерия. В своих работах Хайек использует термин «социализм»в очень широком смысле, охватывающем не только так называемый реальный социализм (т.е. систему, основанную нагосударственной собственности на средства производства),но и вообще любую систематическую попытку с помощьюпринудительных методов социальной инженерии частичноили целиком спроектировать или организовать какую-либо область сети человеческих взаимодействий, образующихрынок и общество. Хайек полагает, что социализм, в этомшироком смысле слова, представляет собой интеллектуальную ошибку, потому что для того, кто желает организоватьобщество или регулировать его, логически невозможно создать или получить информацию или знание, которые позволили бы ему исполнить волюнтаристское намерение «усовершенствовать» общество. Собственно говоря, общество,согласно Хайеку, не является системой, «рационально организованной» чьим-то умом, потому что оно представляетсобой стихийный порядок, т.е. динамический процесс, постоянно развивающийся и возникающий в ходе непрерывноговзаимодействия миллионов людей, который не был и дажене мог быть сознательно или обдуманно создан каким-либоодним человеком.