Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Внимание

Компания ООО "Энтузиаст" проводит распродажу. Более детальную информацию уточняйте у менеджеров компании.

Первый пример — это современное

Первый пример — это современное развитие теории информации, которое, по версии чикагской школы, началосьс плодотворной статьи Стиглера «Экономическая теория информации» (; ). Стиглер и его последователи из чикагской школы рассматривают информациюобъективно, т.е. как товар, который продают и покупают нарынке с учетом издержек и выгод. Эти теоретики признают,что в реальном мире существует неведение, но утверждаютпри этом, что оно всегда существует на «оптимальном» уровне, так как поиск новой информации, объективно говоря,заканчивается, только когда предельные издержки оказываются выше предельного дохода.

Теоретики провалов рынка во главе с Гроссманом иСтиглицем, в соответствии с характерным для них подходом, дают иной экономический анализ информации. У нихполучается, что реальный мир пребывает в состоянии неэффективного равновесия, в котором они выделяют следующий «провал»: поскольку экономические агенты считают,что цены являются эффективным носителем информации,возникает эффект «безбилетника», в силу которого экономические агенты не заботятся о частном приобретении нужной им дополнительной информации, потому что она стоитдорого. Эти теоретики делают очевидный для них вывод:рынок склонен производить неэффективно малый объеминформации, что оправдывает вмешательство государства,когда выгоды превосходят издержки на отслеживание ситуации и пр. ().

Как мы отметили в начале этой книги, с позиции австрийской школы, принципиальной проблемой обоих подходов является то, что они рассматривают информацию какнечто объективное, как если бы информация где-то «хранилась» (хотя порой никто не знает где). В отличие от теоретиков двух неоклассических направлений, австрийцы полагают, что информация, или знание, всегда субъективнаи не может быть данной, потому что предприниматели постоянно ее создают или порождают в ходе выявления возможностей прибыли, что происходит, когда в непрерывноменяющейся конфигурации рыночных цен находят незамеченные прежде рассогласованность или нескоординированность. Таким образом, предпринимательская информацияне может распределяться с учетом издержек и выгод, потомучто, пока предприниматели ее не откроют, ее ценность никому не известна. Более того, раз невозможно осуществитьмаксимизирующее распределение (с учетом издержек и выгод), весь предлагаемый чикагской школой анализ информации рассыпается как карточный домик.

К тому же, пока свободное предпринимательство осуществляется без помех или запретов, нет оснований полагать, что рынок «недопроизводит» информацию, потому чтоотсутствуют критерии, по которым можно было бы оценить,насколько объем информации, реально создаваемой рынком,меньше «оптимального». Здесь непосредственно применим