Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Внимание

Компания ООО "Энтузиаст" проводит распродажу. Более детальную информацию уточняйте у менеджеров компании.

Ротбард, Кирцнер и возрождение австрийской школы

обеих ветвей теорий равновесия, по общему мнению, переживает глубокий кризис. Можно выделить следующиеглавные его причины: во-первых, акцент на исследованиесостояний равновесия, не имеющих ничего общего с реальностью, но зато являющихся единственными состояниями, которые поддаются математическим методам анализа; во-вторых, полное пренебрежение ролью динамических рыночных процессов и реальной конкуренции, либоих исследование ведется под неправильным углом зрения;в-третьих, недостаточное внимание роли, которую играютна рынке субъективная информация, знание и процессыобучения; и, в-четвертых, неразборчивость в использовании макроэкономических агрегатов и сопутствующее пренебрежение исследованием процессов координации планов индивидуальных участников рынка. Все эти факторыобъясняют царящее в экономической науке непониманиенаиболее острых проблем реальной экономической жизни нашего времени, а также состояние кризиса и падениепрестижа нашей науки. У всех вышеперечисленных факторов есть один общий источник: нереалистичность допущений и попытка применить методологию, характерную дляестественных наук, в науках о человеческой деятельности,в области, им совершенно чуждой. Именно состояние кризиса экономической науки объясняет также и начавшеесяв 1974 г. мощное возрождение австрийской школы экономической теории, члены которой смогли, имея в виду необходимость перестройки нашей дисциплины, предъявитьальтернативную парадигму, гораздо более реалистичную,логически последовательную и плодотворную.

 

7.2. Ротбард, Кирцнер и возрождение австрийской школы

Присуждение в 1974 г., через год после смерти Мизеса, Нобелевской премии по экономике Ф. А. Хайеку, его самому блестящему ученику, и растущее недоверие к кейнсианской макроэкономической теории и ее интервенционистским рецептам — ситуация, впервые ставшая очевиднойв период стагфляции 1970-х, — придали новый импульсдоктринальному развитию австрийской школы (, 148—150).

Ведущую роль в этом возрождении австрийской школысыграли два самых блестящих американских ученика Мизеса — Мюррей Ротбард и Израэл Кирцнер.

Ротбард родился в 1926 г. в Нью-Йорке, в семье еврейских иммигрантов из Польши. Докторскую степень он получил в Колумбийском университете (Нью-Йорк), где училсяпод руководством своего соседа, знаменитого экономистаАртура Бернса. Ротбарду повезло стать участником семинара, который в то время Людвиг фон Мизес проводил в Нью-Йоркском университете, и он сразу выдвинулся в число егосамых молодых, одаренных и многообещающих учеников.Со временем Ротбард стал профессором экономики в Нью-Йоркском политехническом институте, а позднее в Невадском университете, штат Лас-Вегас, где и преподавал вплотьдо своей внезапной смерти 7 января 1995 г. Ротбард был одним из самых последовательных, разносторонних и настойчивых мыслителей австрийской школы, занимавшихся разработкой естественно-правового философского фундаментаэкономического либерализма. Он опубликовал более двадцати книг и сотни статей, включая важные работы по экономической истории, такие как «Великая депрессия в Америке» (Rothbard 1975), и по экономической теории, например «Человек, экономика и государство» (Rothbard 1993),а также «Власть и рынок» (Rothbard 1977; Ротбард 2002; Ротбард 2007). Кроме того, недавно издательство «Эдвард Элгар»опубликовало в Англии книгу «Логика деятельности», двухтомную антологию основных статей Ротбарда по экономической теории (). То же издательство осуществило посмертную публикацию двух томов монументальнойработы Ротбарда «Австрийский взгляд на историю экономической мысли» (Rothbard 1995a, 1995b).