Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Внимание

Компания ООО "Энтузиаст" проводит распродажу. Более детальную информацию уточняйте у менеджеров компании.

Вместо послесловия Людвиг фон Мизес

. Предпринимательнепрерывно, так сказать, сканирует горизонт, будучи готовк сделать открытие, при этом не зная того, что он ищет, и неприменяя никакой сознательной методики поиска. Каждоетакое открытие будет сопровождаться чувством удивления(по поводу своего прежнего неосознававшегося неведения).Предпринимательское отношение всегда готово к удивлению и сюрпризам, всегда готово предпринять шаги, требующиеся для того, чтобы извлечь прибыль из этих сюрпризов.Понятие открытия, нечто среднее между преднамеренным иосознанным производством информации в стандартной теории поиска и совершенно неожиданным выигрышем в результате чистой случайности, занимает центральное место вподходе австрийской школы. Именно прибыльные возможности, созданные совершенными ранее предпринимательскими ошибками, систематически стимулируют последующие предпринимательские открытия. Запускаемый такимобразом предпринимательский процесс представляет собойпроцесс роста взаимной осведомленности участников рынка.Притягательная сила получения чистой прибыли запускаетпроцесс, посредством которого чистая прибыль исчезает входе конкуренции. Повышение взаимной осведомленностив ходе процесса предпринимательского открытия и служитисточником уравновешивающих свойств рынка.

 

Israel M. Kirzner

Entrepreneurial Discovery and the Competitive

Market Process: An Austrian Approach //

Journal of Economic Literature. Vol. XXXV

(March 1997). P. 60—85.

Вместо послесловия
Людвиг фон Мизес
Место экономической науки в обществе

Экономическая наука

Общественной жизни свойственна регулярность явлений,которую человек должен учитывать в своей деятельности,если хочет добиться успеха.

Еще 200 лет назад все были абсолютно убеждены, что всобытиях общественной жизни отсутствуют такие же регулярность и устойчивость явлений, какие уже были обнаружены в способе человеческих рассуждений и в последовательности природных явлений. Они не искали законов человеческого сотрудничества, считая, что человек способенорганизовать общество, как ему захочется.

Когда люди поняли, что явления рынка подчиняются законам, они начали разрабатывать каталлактику, или теориюобмена, составляющую сердце экономической науки.

Развитие экономической науки и рационалистическойсоциологии от Кантильона и Юма до Бентама и Рикардосильнее изменило человеческое мышление, чем любая другая научная теория до и после них. До той поры считалось,что помимо законов природы поведение действующего человека не стесняют никакие иные ограничения. Тогда еще небыло известно, что еще что-то может ограничивать политическую власть, что существуют пределы, за которые она неможет выходить. Сейчас известно, что в социальной реальности действует нечто, что власть и сила не способны изменить и к чему, если надеются достичь успеха, они должныприспосабливаться точно так же, как они должны приниматьв расчет законы природы*.

Свобода человека выбирать и действовать ограничена трояким образом. Во-первых, существуют физические законы,к бесчувственной абсолютности которых человек должен приспосабливать свое поведение, если хочет жить. Во-вторых, этоврожденные конституциональные характеристики индивида,а также расположение и действие факторов внешней среды;мы знаем, что они оказывают влияние как на выбор целей, таки на выбор средств, хотя наше знание о том, каким именно образом они действуют, весьма смутно. В-третьих, это регулярность взаимосвязей средств и целей, а именно экономическийзакон в отличие от физического и психологического закона.