Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Внимание

Компания ООО "Энтузиаст" проводит распродажу. Более детальную информацию уточняйте у менеджеров компании.

Вот почему в социалистической экономике,

Вот почему в социалистической экономике, не знающейни свободных рынков, ни рыночных цен, пожалуй, можноговорить о капитальных благах, но не о капитале. Отсутствие свободного рынка и вмешательство государства в экономику, составляющие сущность социализма, в большейили меньшей степени исключают проявления предприимчивости в области капитальных благ, вызывая систематическое межвременное рассогласование. Как мы увидим ниже,именно на этой идее строится австрийская теорема о невозможности экономического расчета при социализме. Делов том, что в отсутствие свободного предпринимательства исвободных рынков денег и капитала невозможно осуществлять необходимые экономические расчеты относительногоризонтального и вертикального расширения разных этапов производственного процесса, результатом чего оказывается широкое распространение рассогласованности, котораяразрушает общество и делает невозможным его гармоничноеразвитие. В предпринимательских процессах межвременнойкоординации ведущую роль играет важная цена — цена настоящих благ в отношении к будущим благам, более известная как ставка процента, в современных обществах определяющая соотношение между потреблением, сбережением иинвестициями. Ее анализу посвящен следующий раздел.

4.4. Ставка процента

Как мы видели, люди, при прочих равных, всегда ценят настоящие блага выше, чем будущие. Однако относительнаяпсихическая интенсивность этого различия в субъективныхоценках разных людей очень неодинакова и в зависимостиот обстоятельств может значительно меняться на протяжении жизни одного человека. Это различие психической интенсивности субъективных оценок настоящих благ по сравнению с будущими благами, различие, отражаемое на шкалеценностей каждого действующего человека, означает, чтона рынке, включающем множество экономических агентов,каждый из которых отличается собственными, причем изменчивыми временными предпочтениями, возникает и множество возможностей для взаимовыгодного обмена.

Соответственно люди с низким временным предпочтением охотно отдадут настоящие блага в обмен на будущие, ценность которых для них лишь ненамного больше, и заключатсделки, отдавая настоящие блага, то, что можно потребитьсегодня, людям, имеющим более высокие временные предпочтения, т.е. тем, кто ценит настоящее намного сильнее,чем они. Присущие предпринимательству бдительность итворческая энергия порождают процесс, ведущий к установлению рыночной цены на настоящие блага в отношении к благам будущим. С точки зрения австрийской школы, ставкапроцента — это рыночная цена текущих благ, выраженная через будущие блага.

Таким образом, ставка процента — это цена, установленная на рынке, где поставщиками или продавцами настоящихблаг являются те, кто сберегает; т.е. те, кто относительнобольше готов отказаться от немедленного потребления радиболее ценных благ в будущем. Покупателями настоящих благвыступают те, кто немедленно потребляет товары и услуги(будь то рабочие, собственники природных ресурсов, капитальных благ или какого-то сочетания того и другого). Рынок настоящих и будущих благ, на котором устанавливаетсяставка процента, охватывает всю производственную систему общества. Здесь те, кто делает сбережения, или капиталисты, отказываются от немедленного потребления и поставляют настоящие блага владельцам первичных факторовпроизводства (рабочим и владельцам природных ресурсов)и собственникам капитальных благ в обмен на право полнойсобственности на предположительно более ценные потребительские (и капитальные) блага в будущем, когда они будутпроизведены. Если убрать положительный (или отрицательный) эффект чистых предпринимательских прибылей (илиубытков), разница в цене в тенденции совпадет с величинойставки процента.