Мерчендайзинг. Это слово хорошо известно в бизнес-среде, однако те люди, которые осуществляют мероприятия по мерчендайзингу часто остаются в тени. Более того, до сих пор не существует еще такой профессии как мерчендайзер и часто мероприятия по проведению мерчендайзинга на торговой точке, где используется торговое оборудование, проводят торговые агенты, в случае если проведение этих мероприятий касается товара, размещенного на полках магазина или же стоек под товар или же размещения рекламного материала.
Хотя такой профессии как мерчендайзер и не существует официально, но к их услугам компании прибегают часто, так как те же торговые агенты фирм дистрибьюторов просто физически не успеют выполнить всю возложенную на них работу по продаже товара и дополнительную работу. И виновен в этом не торговый, который не умеет или не хочет верно подойти к управлению своим рабочим временем - или к тайм-менеджменту, если хотите. Просто специфика этого дела такова, что в этом комплексе мероприятий очень много нюансов, не учесть которые нельзя, так как мало продать заказчику товар, который несколько недель может проваляться на складе у заказчика. Этот товар должен продаваться с полок магазина и продаваться наиболее эффективно.
Мерчендайзинг так же как и слово коучинг стало известным лишь в последнее время, но последнее все ж немножко постарше. Ему можно сказать уже более тридцати лет. А первое и вовсе молодое веяние в торговом деле. На западе, правда, профессия коуч уже приобрела вполне ощутимые формы и официально зарегистрирована, к примеру, в США, а вот с профессией мерчендайзера сложнее. Если у дистрибьютора появляется необходимость в услугах таких профессионалов, то их часто относят к отделу маркетинга. Существуют отдельные компании, которые предлагают в своих услугах промоушн и в частности и услуги профессиональных мерчендайзеров. Однако последних промоутерами назвать никак нельзя.
Что ж это за люди такие мерчендайзеры? Общепринято, что такой человек выполняет необходимый комплекс мероприятий по мерчендайзингу на торговой точке в связи с товаром, который обслуживает. При этом у него может быть несколько таких торговых точек, в таком случае у него появляется еще и маршрутный лист, по которому он следует. А может быть и одна торговая точка в обслуживании. Кроме того, мерчендайзер проводит все необходимые работы по размещению рекламных материалов. Это уже если хотите вид промоушна. Все остальные обязанности зависят от конкретной организации на предприятии. В отдельных случаях мерчендайзеры могут выполнять часть работы торгового представителя, что связанно, как уже сказано, с конкретным видом организации на предприятии.
Основам мерчендайзинга как учебной дисциплине часто обучают в учебных классах магазинов. И хотя проводимые тренинги на базе предприятий-магазинов по основам этого не совсем известного широкому кругу предмета нельзя поставить по серьезности в один ряд с такими тренингами как тренинги для руководителей на том же предприятии, то в фирмах-дистрибьюторах обучение такой дисциплине приобретает всю серьезность, так как в эпоху конкуренции множества брендов и товаров претендующих на звание бренда необходимо учитывать каждый нюанс и каждую деталь, чтобы не отстать от конкурента. В магазинах мерчендайзинг учитывается больше не с точки зрения расположения товара на полке, хотя и закрепляются часто жесткие планограммы, которые разрабатываются больше в интересах дистрибьюторов. Его учитывают здесь в более широком плане в значении расположения отделов и целых групп товаров и соответственно стеллажей, кассового оборудования пр. Затем постепенно добираются и до отдельных позиций, за которыми часто жестко закрепляется торговое место.
|