Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Необходимо подчеркнуть, что мы не располагали возможностью представить здесь полный
25.08.2017 13:06

Необходимо подчеркнуть, что мы не располагали возможностью представить здесь полный и детальный обзор всех характерных черт австрийской школы. Поэтому мы решилидать ясное общее представление об основных ее достижениях. Таким образом, данную работу следует рассматривать каккраткий предварительный обзор для тех, кто интересуетсяавстрийской школой, а читатели, которые захотят подробнееознакомиться с какими-то вопросами, могут воспользоваться избранной библиографией в конце книги. Для краткостимы опустили многочисленные ссылки на литературу, которые сделали бы изложение более детальным и доказательным. Нашей главной целью было представить принципы исистему взглядов австрийской школы так, чтобы они моглизаинтересовать незнакомого с ней читателя и вооружить егонекоторыми знаниями для более глубокого изучения этогоподхода, который, можно быть уверенным, покажется емуновым и увлекательным.

Глава 1 Основные принципы австрийской школы

Одним из главных недостатков учебных программ, предлагаемых кафедрами экономической теории по всему миру,является то, что студенты не получают целостной картиныосновных теоретических достижений современной австрийской школы экономической теории. В первой главе мы попытаемся восполнить этот существенный пробел, дать обзорфундаментальных отличительных черт австрийской школыи тем самым пролить свет на историческое развитие австрийской мысли, чему посвящены следующие главы. В таблице 1.1 представлен краткий перечень ключевых различиймежду австрийской школой и господствующей (неоклассической) парадигмой, которую, как правило, преподаютв испанских университетах. Это даст возможность однимвзглядом охватить основные несовпадения двух подходов,которые затем будут рассмотрены подробнее.

1.1. Австрийская теория деятельностипротив неоклассической теориипринятия решений

Представители австрийской школы рассматривают экономическую науку как теорию деятельности, а не как теорию принятия решений, и это одна из черт, которыми они сильнеевсего отличаются от своих коллег-неоклассиков. Концепциячеловеческой деятельности намного шире концепции индивидуального решения и включает ее. Принципиально важная для австрийской школы, концепция деятельности включает не только гипотетический процесс принятия решенийв контексте «данных» знаний о целях и средствах, но также,и в особенности, «само представление о системе координат,связывающей средства и цели, в рамках которой происходитразмещение ресурсов и экономически рациональная деятельность [являющиеся предметом исключительного внимания неоклассиков]» (, 33; , 35).Более того, австрийцев интересует не сам факт принятия решения, а то, что оно воплощено в человеческой деятельности, которая представляет собой процесс (завершенный илинезавершенный), включающий ряд взаимодействий и актовкоординации (согласования). С точки зрения представителей австрийской школы, именно это является предметомэкономических исследований. Таким образом, для австрийцев экономическая наука — это не набор теорий выбора или