Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Неявное неартикулируемое знание
25.08.2017 13:12
2.5. Неявное неартикулируемое знание

Практическое знание — это преимущественно знание неявное и неартикулруемое. Это означает, что человек знает,как выполнять определенные действия (знать как), но нев состоянии выявить элементы или части того, что он делает, не в силах сказать, правильны они или нет (знать что).Например, когда кто-то учится играть в гольф, он не изучаетнабор объективных, научных правил, позволяющих с помощью формул математической физики выполнять правильные движения. Нет, процесс обучения заключается в приобретении ряда практических навыков поведения. Можно ещевслед за Полани привести в качестве примера человека, который учится ездить на велосипеде и пытается поддерживатьравновесие, слегка поворачивая руль в ту сторону, куда онначинает падать, благодаря чему возникает центробежнаясила, удерживающая велосипед прямо, но почти ни одинвелосипедист не думает о физических силах, удерживающихего в седле, да многие вряд ли даже слышали о них. Напротив, каждый велосипедист обычно использует свое чувстворавновесия, которое каким-то образом подсказывает ему,что делать в каждый данный момент, чтобы не упасть. Полани доходит до утверждения, что неявное знание на деле является господствующим принципом любого знания (,24—25). Даже самое формализованное научное знание непременно вытекает из интуиции или творческого акта, представляющего собой всего лишь проявление неявного знания.Более того, новое знание, приобретаемое нами из формул,книг, графиков, карт и т.п., имеет значение только потому,что помогает нам перестраивать — с новых и все более богатых и ценных точек зрения — всю имеющуюся у нас структуру практической, предпринимательской информации, а этов свой черед открывает новые возможности для проявлениятворческой интуиции. Поэтому невозможность выразитьсловами (артикулировать) практическое знание проявляется не только «статически» — т.е. в том смысле, что любое вроде бы явно сформулированное (артикулированное)утверждение оказывается содержательным лишь в той мере,в какой оно истолковывается в свете предшествующих емунеартикулируемых представлений и знаний, — но и «динамически», поскольку мыслительный процесс, задействуемый при каждой попытке формального артикулирования,