Последний в ряду милетских философов |
25.08.2017 14:01 |
Последний в ряду милетских философов — Анаксимен, достигший зрелости, ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв, в качестве первовещества, воздух, он ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого, из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей, «воздух» — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же, как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звёзд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам. Анализируя представления этих философов о природе, невольно бросается в глаза тот факт, что каждый из них получил знания не цельные, а отрывочные. И, используя каждый «свой» осколок, пытались построить свою картину мироздания. Неполнота, незавершённость изначального фундамента, на который они опирались, приводила к однобокости, сильному искажению картин мироздания, ими создаваемых. Весьма интересны космологические представления Эмпедокла, деятельность которого протекала в Акраганте (Агригенте) на берегу Сицилии в 5 в. до н.э. Согласно космологии Эмпедокла, вокруг Земли существуют два вращающихся полушария. Одно из них состоит целиком из огня, другое, смешанное, состоит из воздуха и из примеси небольшого количества огня. Это второе полушарие производит своим вращением явление ночи. Начало движения произошло от нарушения равновесия, вследствие присоединения огня. Согласно астрономической гипотезе Эмпедокла, Солнце, по своей природе, не огненное. Дневное светило, видимое нами каждый день на небесном своде, есть, по Эмпедоклу, только отражение огня, подобное тем, которые бывают на воде. Луна образовалась из воздуха, увлечённого огнём. Этот воздух сгустился наверху, наподобие града. Светит Луна не собственным светом, а исходящим от Солнца. Форма мироздания — не шаровидна, в точном смысле. Мир |