Природа удивления и открытия |
25.08.2017 13:50 |
Природа удивления и открытияВ 1997 г. в связи с выходом Израэла Кирцнера в отставку сдолжности профессора экономической теории Нью-Йоркского университета редакция журнала Journal of EconomicLiterature попросила его написать статью с кратким описанием текущего положения дел в современной австрийскойшколе. Так появилась статья «Предпринимательское открытие и конкурентный рыночный процесс: австрийский подход», опубликованная в журнале 5 марта того же года (том35). Ниже мы воспроизводим важный отрывок, в которомКирцнер объясняет фундаментальную роль удивления и открытия как свойств творческого предпринимательства. Онтакже отмечает, что концепция открытия, или творчества,занимает место как раз между неоклассическим обдуманнымпоиском информации и анархичной и калейдоскопическойконцепцией рынка, которую мы находим у таких авторов,как Шэкл. Вот собственные слова Кирцнера: «И здесь австрийский подход предлагает новый взгляд наприроду удивления и открытия. Когда человек вдруг замечает то, что раньше проходило мимо его внимания, это ни вкаком смысле не является преднамеренным и осознаннымпроизводством знания. Вот что происходит в этом случае:человек открывает для себя свое прежнее неведение (до этогомомента ему совершенно неизвестное). Открытие (относящееся к прежде неизвестным прибыльным возможностям)отличается от успешного поиска (относящегося к преднамеренному и осознанному производству информации, о нехватке которой человеку известно) тем, что первое (в отличиеот второго) подразумевает наличие удивления, сопутствующего осознанию того, что ты просмотрел нечто, находящееся на расстоянии вытянутой руки («Ну надо же, ведь онобыло у меня под самым носом!»). Эта характерная особенность открытия присуща предпринимательскому процессу,посредством которого рынок движется к равновесию. Можно ли обосновать, что систематическая тенденция, формирующая последовательность приятных сюрпризов, из которыхдолжен состоять процесс приведения рынка в равновесие,является не невероятной серией счастливых случайностей,а результатом свойственной людям естественной бдительности к вероятным возможностям получить прибыль (или копасности возможного бедствия). В мире неопределенностиподобная естественная бдительность проявляется в дерзновенности и силе воображения, которые австрийская теорияприписывает предпринимателям, действующим в условияхрынка. Предпринимательская бдительность означает восприимчивость к доступным (но до сих пор не замечаемым)деловым возможностям. Предпринимательский характерчеловеческой деятельности указывает не просто на то обстоятельство, что деятельность протекает в безграничноми неопределенном мире, но и на то, что люди постоянноспонтанно высматривают прежде не замеченные характеристики внешней среды (настоящие и будущие), которые |