Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Проблема профессиональной квали­фикации
13.02.2018 10:34

В условиях, когда приобретает особую остроту, организация про­изводственного обучения на предприятии превращается для его владельцев в инструмент «социальной полити­ки» и используется ими для раскола рядов рабочих и подчинения их своему влиянию. Это особенно характер­но для крупных монополистических объединений — та­ких, как Форд, ФИАТ и др.

Западногерманский со­циолог В. Шефер в книге «Промышленное предприятие и общественность» приводит следующие данные о зави­симости между производственным обучением рабочего и его «продвижением» на одном из крупных предприя­тий ФРГ: 89% рабочих, окончивших курсы производ­ственного обучения на данном предприятии, работают по специальности, в то время как среди рабочих, полу­чивших профессию вне данного предприятия, по спе­циальности работают лишь 35%, а среди рабочих — бывших ремесленников, по специальности занято лишь 6%. Среди рабочих, занятых на квалифицирован­ной работе, 68% прошли обучение на ecvdo. Таким образом, только производ­ственные курсы при заводе, прием на которые находит­ся целиком под контролем администрации, обеспечива­ют рабочему квалифицированную работу по специаль­ности. В результате зависимость рабочего от админи­страции усиливается. В качестве примера осуществления «частной про­граммы переквалификации» рабочих можно привести заводы Форда.

На предприятиях действуют четырех­летние курсы для переобучения рабочих, занятых на сборке. Программа рассчитана на 600 часов теоретиче­ских занятий (по 3 часа в неделю) и 8000 часов прак­тики; рабочий получает специальность электрика, на­ладчика станков, ремонтника и т. д. Однако попасть на эти курсы довольно трудно, так как администрация осуществляет строгий отбор. Общее число рабочих, проходящих переквалификацию, невели­ко; они составляют лишь 10% от всех обучающихся на заводских курсах. Остальные слушатели курсов — это молодые рабочие, принятые со стороны, и для них уста­новлен возрастной ценз — не старше 27 лет. Обучение более «старых» считается «нерентабельным». Это харак­терно не только для Форда.