В социалистических странах печать (источник), радио и телевидение полностью служат этим великим идеалам. Они переданы в распоряжение трудящихся, поставлены на службу построению бесклассового общества равноправных тружеников, чей кодекс морали основывается на принципах: мир, труд, свобода, равенство, братство и счастье всех народов. В то же время, колоссальные по масштабам и технически прекрасно оснащенные средства информации расположены в распоряжении правящих кругов стран Запада. Средства массовой пропаганды, по словам французского буржуазного ученого Жака Элл Юля, помогают «внушать массам иллюзию участия без реального участия». Известный американский обозреватель и публицист Джеймс Рестон, к примеру, констатирует, что в результате манипулирования средствами массовой информации, осуществляемого крупной буржуазией, в США в середине 60-х годов создалось такое положение, когда более 500 тысяч американцев были брошены на войну в джунгли Вьетнама, но большинство из них не знало, «каким образом началась эта война». Почему же нация, аккумулирующая в своих руках около двух третей арсенала информации, которым располагает современный капиталистический мир, остается одной из самых скудно информированных? Один из ответов на данный вопрос состоит в том, что информация, сходящая с хорошо налаженного капиталистического конвейера, способна, как и всякий предмет ширпотреба, как удовлетворять потребности, так и навязывать потребителю определенные вкусы, взгляды, манеру поведения. При всем обилии «новостного материала» капиталистическая пресса потчует собственного читателя, в основном, эрзацем информации. Новость, используемая как инструмент формирования общественного сознания, выглядит внешне «объективным фактом», но на поверку оказывается скроенной по одной модели. Эта модель строится из множества стереотипов, то есть, регулярно и методически навязываемых стандартных представлений о процессах, происходящих в мире, а главным ключом к этой модели являются предвзятость и предубеждение против всего, что враждебно интересам капиталистического правопорядка. В то же время, и сами технические средства, разносящие информацию, не находятся на месте. Неуклонно совершенствуется технология производства. Меняются роль и место информационных концернов и корпораций в общей структуре бизнеса и власти. Не остаются неизменными формы и методы пропаганды, а также те концепции, с помощью которых буржуазные идеологи оправдывают столь высокую концентрацию средств информации в руках немногих. 20 лет тому назад английский магнат прессы лорд Би-Вербрук еще позволял себе признаться вслух: «Я издаю газеты только с целью ведения пропаганды». Сегодня один из его преемников, лорд Томсон, предпочитает говорить о том, что он «приобретает газеты, чтобы делать деньги, и делает деньги, чтобы приобретать газеты», утверждая в то же время, что он «позволяет редакторам (то есть, наемным служащим) решать вопросы редакционной политики».
|