Сущность социального процесса, по Хайеку, заключается |
25.08.2017 13:38 |
Сущность социального процесса, по Хайеку, заключается (как мы видели в главе 2) в сугубо личной, субъективной,практической и рассеянной информации, или знании, которую каждый человек — в своих конкретных обстоятельствахместа и времени — постепенно открывает и порождает в каждом из действий, которые он предпринимает для достижения своих конкретных целей, действий, материализующихсяв этапах того увлекательного путешествия, каким являетсяжизнь каждого человека. Для того чтобы люди могли по-предпринимательски открывать и передавать огромные объемы практической информации или знания, требующегосядля сохранения и развития сегодняшней цивилизации, онидолжны иметь возможность — без каких-либо помех, особенно систематического или институционального насилия илипринуждения, — свободно ставить перед собой цели и находить средства, необходимые для их достижения. Поэтомупонятен тот смысл, в каком Хайек рассматривает социализм,независимо от его типа или степени, как интеллектуальнуюошибку. С одной стороны, человек, желающий «улучшить»или организовать определенную область общественной жизни с помощью институционального насилия, не в состоянииобладать огромными объемами практической, разрозненнойинформации, рассеянной по умам тысяч людей, которымприходится против своей воли выполнять его приказы. (Этаневозможность связана с ограниченностью его способностипонимания, с объемом информации и в особенности с невыразимой в словах и динамической природой практическогознания, имеющего ключевое значение для жизни в обществе.) С другой стороны, систематическое использованиепринуждения и насилия, являющееся самой сутью социализма, не позволяет людям свободно стремиться к своим целям,но тем самым и цели не могут выступать в качествестимулов для открытия и создания практической информации, необходимой для развития и координации общества. Хайек утверждает, что в силу тех же самых причин, покоторым социализм является интеллектуальной ошибкой илогической невозможностью, институты, имеющие особоезначение для жизни в обществе (моральные, правовые, языковые и экономические), не могли быть обдуманно созданыкем-либо, а являются результатом длительного эволюционного процесса, в который вносили свой крошечные вкладв виде опыта, желаний, стремлений, знания и пр. миллионы и миллионы людей сменяющих друг друга поколений,положивших, таким образом, начало ряда поведенческихнорм (институтов), которые одновременно возникали в процессе социального взаимодействия и делали этот процессвозможным. Эти поведенческие нормы, или материальныеправила поведения, образуют промежуточную область междубиологическим инстинктом, который затрагивает каждогоиз нас, и областью человеческого разума. Эта область промежуточна, потому что, хотя подобные правила поведения,несомненно, возникают в результате человеческой деятельности, они включают огромные объемы информации |