Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

У австрийцев нет эмпирических критериев для проверкиистинности своих теорий
25.08.2017 13:46

У австрийцев нет эмпирических критериев для проверкиистинности своих теорий.

Согласно этой критике, часто звучащей со стороны эмпириков, страдающих комплексом Фомы Неверующего («поверю, когда увижу»), только эмпирическая проверка позволяетнадежно выявлять несостоятельные экономические теории.Как мы уже знаем, этот подход пренебрегает тем фактом, чтов экономической науке эмпирические свидетельства всегдапротиворечивы, потому что относятся к сложным историческим явлениям, не поддающимся проверке в лабораторных условиях, в которых значимые явления можно было быизолировать, а все остальные факторы оставались постоянными. Иными словами, законы экономики — это всегдазаконы при прочих равных условиях (ceteris paribus), потомучто в реальной жизни предположение о постоянстве всегдаоказывается ложным. Австрийцы утверждают, что для проверки истинности теорий совершенно достаточно непрерывного устранения ошибок в цепочке логически-дедуктивныхаргументов путем анализа и исследования различных шаговв формулировании теорий и чрезвычайной тщательности,когда, в случае применения теории к реальным ситуациям,оказывается необходимым определить, верны ли стоящиеза ними допущения в рассматриваемом историческом контексте. В силу единообразия логической структуры человеческого мышления предлагаемого австрийцами непрерывного процесса проверки истинности более чем достаточнодля достижения интерсубъективного согласия между учеными, чего, в случае эмпирических явлений, достичь достаточно трудно, потому что последние в силу своей сложностинеизменно допускают самые разные и взаимоисключающиеистолкования.

Ж) Австрийцы догматичны.

К счастью, благодаря поразительному возрождению австрийской школы в последние годы и распространению более точного знания о ней среди экономистов это обвинение звучит все реже. Но в прошлом многие неоклассическиеэкономисты поддавались искушению отмести австрийскуюпарадигму, обвинив ее в догматичности и даже не сделав попытки как следует с ней ознакомиться или ответить на выдвигаемую австрийцами критику.

Брюс Колдуэлл относится к числу тех, кто подверг резкойкритике это отношение неоклассиков, с порога отвергавшихметодологическую позицию австрийцев, даже не попытавшись в ней разобраться. Колдуэлл утверждает, что это отношение само по себе догматично и совершенно неприемлемос научной точки зрения. Критикуя отношение Самуэльсонак австрийской школе, он задается вопросом: «Каковы причины такой почти антинаучной реакции на праксиологию?В этом есть, конечно, элемент практической заинтересованности: в случае принятия праксиологии профессиональным