Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Вторая рыночная цифра, доступная непосредственномунаблюдению
25.08.2017 13:26

Вторая рыночная цифра, доступная непосредственномунаблюдению, — это валовая бухгалтерская прибыль, приносимая конкретной производительной деятельностью накаждом этапе производственного процесса. В тенденцииэта прибыль соответствуют валовой, или рыночной, ставке процента, как мы ее определили в предыдущем абзаце,плюс/минуc чистый предпринимательский прибыль/убыток. Поскольку из-за конкуренции между предпринимателями предпринимательские прибыли и убытки на всех рынкахстремятся к нулю, для каждой производительной деятельности бухгалтерская прибыль за отчетный период стремитсяк величине валовой рыночной ставки процента. Поэтомувозможна ситуация, когда компания, несущая предпринимательские убытки, сообщает о бухгалтерской прибыли, когдапоследняя не достигает величины, превосходящей вмененную валовую/рыночную ставку процента на ресурсы, инвестированные капиталистом в течение финансового года.

В современной экономике текущее и будущее поведениеприводятся в соответствие посредством предпринимательской деятельности на рынке, на котором настоящие благаобмениваются на будущие и устанавливается ставка процента, т.е. рыночная цена одного вида благ, выраженнаячерез другой вид благ. Таким образом, чем изобильнее сбережения, т.е. чем больше предложение или объем продажнастоящих благ на рынке, тем, при прочих равных, ниже ихцена, выраженная в будущих благах, и соответственно темниже рыночная ставка процента. Для предпринимателей этослужит указанием на то, что существует большее количествонастоящих благ, позволяющее им, увеличив длительностьи сложность этапов их производственных процессов, темсамым сделав эти этапы более производительными. Напротив, чем меньше сбережений, т.е. чем меньше, при прочихравных, готовность экономических агентов отказаться отнемедленного потребления в настоящем, тем выше рыночная ставка процента. Таким образом, высокая рыночнаяставка процента показывает, что сбережения относительно невелики, т.е. для предпринимателей это безошибочноеуказание на то, что следует избегать чрезмерного удлиненияразличных этапов производственного процесса, чреватогоутратой согласованности или адаптированности, представляющей опасной для перспектив устойчивого и гармоничного развития общества. Проще говоря, процентная ставкасообщает предпринимателям, какие новые производственные этапы или инвестиционные проекты они не могут ине должны осуществлять, а какие могут и должны, чтобыподдерживать согласованность, насколько это в человеческих силах, поведения потребителей, инвесторов и тех, ктоделает сбережения, и избегать того, чтобы разные этапыпроизводства оставались слишком короткими или чрезмерно удлинялись.

Во всех современных экономиках процентная ставкав качестве рыночной цены или единого для общества коэффициента временно́го предпочтения играют ключевую рольв координировании поведения потребителей, производителей и тех, кто делает сбережения. Австрийская теория экономических кризисов, разработанная Мизесом и Хайеком,опирается именно на теоретический анализ последствий денежной политики манипулирования процентными ставками, ведущей к рассогласованию поведения экономическихагентов и соответственно к искажению производственнойструктуры общества, неизбежным результатом чего оказывается болезненный процесс реорганизации или реконверсиив ходе экономического спада.